Сразу же после оснащения транспортных средств тахографами у большинства руководителей встаёт закономерный вопрос: И что же с ними дальше делать?
Мы постараемся детально описать все процедуры, которые возможны при работе с тахографами. А уж какие из них вы точно будете выполнять - решайте сами.
Об ответственном лице: До оснащения предприятия цифровыми тахографами, или во время оснащения или сразу после - приказом по организации должно быть назначено ответственное лицо за работу с устройствами контроля режимов труда и отдыха водителей.
Это именно то должностное лицо, которое будет каждый раз будет "страдать обоюдно" с водителями за каждое произведенное ими нарушение. Причем вопрос обоюдности указан достаточно абстрактно, штрафы на должностное лицо в три раза выше. Если таковое лицо приказом по предприятию не назначено, ответственным считается руководитель исполнительного органа предприятия, проще говоря - директор.
Ответственный на предприятии за тахографы должен:
- следить за работоспособностью тахографа (тахограф должен быть в исправном рабочем состоянии, датчик скорости работает, скорость фиксируется, карты читаются и т.д.)
- периодически инспектировать тахографы на предмет соответствия нормам действующего законодательства (наличие пломб на датчике скорости, наличие при необходимости калибровочных наклеек, целостности пломб на самом тахографе, целостности проводки тахографа, отсутствия в схеме подключения тахографа посторонних устройств).
- следить за наличием в кабине запасных рулонов термобумаги для цифровых тахографов и тахошайб для аналоговых в достаточном объеме для обеспечения дорожного контроля (какой это объем? сказать достаточно сложно, на наш взгляд пара запасных рулонов должна быть.)
- следить за наличием в кабине соответствующего руководства пользователя тахографа ( достаточно положить ксерокопию).
- следить за сроком калибровки тахографа (позволит избежать выпуска на линию транспортного средства с просроченной калибровкой).
- проводить инструктаж водителей на предмет правильного использования устройств контроля режимов труда и отдыха (для этого необходимо самому хорошо разбираться в тахографах и знать типовые ошибки водителей при эксплуатации устройств контроля режимов труда и отдыха).
- следить за выполнением сервисных работ со стороны специализированных мастерских (не всегда мастерские выполняют работы качественно, поэтому должностному лицу необходимо знать порядок работ и требования к ним.)
- принимать выполненные работы специализированных мастерских (принимать специализированные работы должен только тот, кто в них разбирается).
- следить за окончанием срока действия карт водителей для цифровых тахографов (позволит избежать производственных простоев или выпуска на линию водителя с просроченной картой).
- следить за правильной эксплуатацией тахографов водителями(для этого необходимо самому хорошо разбираться в тахографах и знать типовые ошибки водителей при эксплуатации устройств контроля режимов труда и отдыха).
- анализировать ошибки зафиксированные на картах водителей и в тахографах (периодически снимать перечень ошибок и проводить работы по пресечению их появления в будущем).
- проводить профилактические мероприятия с водителями на предмет разъяснения выявленных ошибок и нарушений, с целью их избежания в последующем(для этого необходимо самому хорошо разбираться в тахографах и знать типовые ошибки водителей при эксплуатации устройств контроля режимов труда и отдыха).
- организовывать рабочий день водителей с учетом соответствия нормам трудового законодательства ( таким образом, чтобы водитель не превысил дозволенный предел управления транспортным средством и общую продолжительность рабочего времени).считывать данные с карт водителей не реже одного раза в 28 дней
- считывать данные из памяти тахографа не реже одного раза в 90 дней
- проводить анализ считанных с карт и тахографов информации (для этого потребуются специализированные программы).
- хранить считанную информацию в течении одного года (на флэш носителях, CD дисках или жестком диске компьютера, а лучше дублировать на несколько носителях, чтобы избежать потери данных в случае заражения компьютера вирусами или иным вредоносным программным обеспечением).
- хранить вышедшие из строя тахографы в течении года после демонтажа
- хранить использованные средства СКЗИ тахографов в течении года (в сейфе! )
- утилизировать вышедшие из строя тахографы и использованные средства СКЗИ через год после демонтажа (собрать комиссию, составить акт уничтожения блока, членам комиссии подписать, указать способ уничтожения).
- уведомлять РОСАВТОТРАНС об утилизированном оборудовании (после утилизации отправить в РОСАВТОТРАНС информацию об утилизированных блоках, желательно заказным письмом с описью и уведомлением о вручении).
Настоятельно рекомендуем завести на предприятии:
"Журнал учета операций с устройствами контроля режимов труда и отдыха водителей - тахографами", куда следует вносить информацию о тахографах - установки, калибровки, ремонт, диагностика, инспекция, замена НКМ (СКЗИ) и т.д. После проведения работ требуйте от инженеров специализированных мастерских вносить в этот журнал данные и закреплять информацию своей подписью и штампом мастерской. Это позволит Вам избежать проблем с недобросовестными мастерскими, если работы будут выполнены не качественно или с нарушением норм законодательства.
"Журнал инструктажа водителей работе с устройствами контроля режимов труда и отдыха - тахографами", в этот журнал рекомендуем вносить инструктажи водителей, закреплять их подписью. По результатам выявленных нарушений проводить разъяснения с персоналом и также вносить запись в журнал. Это позволит избежать тяжелых последствий должностному лицу в случае возникновения нарушений режимов труда и отдыха водителями.
О том как считывать и хранить данные с тахографов - читайте в нашей статье.